понедельник, 29 октября 2012 г.

Гумское ущелье закрыто для свободного посещения. Оправданно ли?..

Мы уже ранее писали о памятнике природы - Гуамском ущелье - см. здесь. Недавно попалась статья в "Живой Кубани" . Цитируем ее полностью. Пора задуматься  - оправданно ли закрыли вход в ущелье? Я считаю, что нет. Мы ждем Ваших мнений.

В сентябре этого года в Гуамском ущелье, имеющем статус "памятника природы" произошло знаковое событие - ОАО "Апшеронск - Лагонаки", которое эксплуатирует наше народное достояние, установило еще одну, вторую, решетку сразу же за кафе "1707". Свободное посещение жемчужины кубанской природы окончательно стало невозможным.
Мотивация для такого решения, как минимум, спорная и противоречивая.

Из протокола решения комиссии Апшеронского района по ЧС и ОПБ от 3 августа 2012 года №22 следует, что в связи с участившимися случаями травматизма и гибели людей "нахождение граждан в Гуамском ущелье, в том числе на путях узкоколейной железной дороги на участке от будки обходчика со стороны хутора Гуамка и до ворот (пункта пропуска в районе бывшей будки обходчика со стороны поселка Мезмай) вне специализированного транспорта (железнодорожного вагона)" запрещено.
 В подтверждение запрета приводится статистика: "За период с 2001 по 2012 годы за помощью в медицинские учреждения района с серьезными травмами обратилось 147 человек. Погибло при различных обстоятельствах за этот же период 12 человек" (здесь и далее цитирую документы, вывешенные для ознакомления посетителей Гуамского ущелья). 
То есть, в среднем за год в медучреждения района с серьезными травмами обращалось 13,4 человека, погибало - 1,09 граждан. "За восемь месяцев 2012 года в Гуамском ущелье из-за падения камней погиб один человек, еще пятеро получили травмы различной степени тяжести в результате схода с рельс и падения в ущелье реки Курджипс самоходного железнодорожного транспорта". Безусловно, это печально, приношу свои искренние соболезнования родственникам погибших и пожелания скорейшего восстановления здоровья всем пострадавшим "при различных обстоятельствах", но, обратите внимание, в 2012 году (на момент принятия решения по прекращению пешего прохода по ущелью) погиб один человек и пятеро получили травмы как раз из числа тех, кто находился в "самоходном железнодорожном транспорте". Ни один пешеход не погиб и не пострадал!
Таким образом, главная опасность для посетителей ущелья исходит от "самоходного железнодорожного транспорта"! Мне довелось летом проехать в переполненном вагончике, где проводница упрашивала пассажиров "не вставать с мест", что было невыполнимо, так как люди стояли в проходе и при всем желании присесть на скамейки не могли. Страшно представить, сколько людей погибло бы, если бы в Курджипс свалились все четыре битком набитые вагончики!
Теперь о перспективах туристического бренда "Гуамское ущелье", точнее, об их отсутствии. Мы уже привыкли к тому, что за все надо платить, поэтому 200 рублей, которые взимают за билет на самоходный железнодорожный транспорт с любителей природы, не так уж и много. Но если раньше, до установки второй решетки, туристы могли от кафе пройти до конца ущелья (это примерно 1,5 км), то сейчас это уже невозможно.

Что увидит теперь среднестатистический посетитель Гуамки? За 15 минут поездки в одну сторону пассажир поезда, сидящий справа по его ходу, сможет обозревать каменную стену, сидящий слева - заросли кустарников и деревьев и среди них мельком реку, все! Соответственно, при обратной поездке все наоборот. Можно будет посидеть, если хватит места, в кафе, спуститься на "пятачок" к реке и посмотреть на палатки неизвестных лиц, постоянно проживающих на противоположном берегу Курджипса и, что странно, без нахождения в "самоходном железнодорожном транспорте".
Захотите ли вы еще раз приехать за 100 или 10 тыс. км для того, чтобы посмотреть через грязное стекло вагона на каменную стену и фрагменты ландшафта? Ответ очевиден! В течение одного-двух лет поток туристов в Гуамку иссякнет. Отели, гостевые домики, частные квартиросдатчики, изготовители сувениров, гиды и другие представители малого и очень малого бизнеса разорятся.
Что делать? Во-первых, пересмотреть решение комиссии Апшеронского района по ЧС и ОПБ №22, разрешить пеший проход по ущелью хотя бы от кафе. Во-вторых, за счет прибыли, получаемой ОАО "Апшеронск - Лагонаки", оплачивать услуги специалиста по мониторингу чрезвычайной ситуации в ущелье. Наконец, в-третьих, регулярно проводить мероприятия по берегоукреплению реки Курджипс и склонов ущелья.
Гибель одного человека - это трагедия, нет ничего ценнее человеческой жизни, но все познается в сравнении. Если взять количество погибших и пострадавших на дорогах только одного краевого центра за один год, то статистика будет выглядеть куда более устрашающей, чем беды, случившиеся в Гуамском ущелье за 11 лет. И еще, на горных склонах Альп ежегодно гибнет с десяток туристов, спортсменов и любителей лыжных прогулок, но властям Австрии в голову не приходит возить всех туристов в вагончиках-снегоходах!
Геннадий ПОДЛЕСНЫЙ,
президент ККОО "Центр прикладной социологии и политологии"


По данным http://www.livekuban.ru/node/485716

4 комментария:

  1. Жаль, что по ущелью больше не пройти. А как же жители Мезмая домой добираются?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да. Теперь только на поезде. А какова вероятность того, что с поездом ничего не произойдет? Там рельсы уж очень старые, да осыпи постоянно под шпалами. Ущелье-то узкое. В Мезмай можно добраться по горной грунтовой дороге со стороны ст. Нижегородской. Но только когда не сыро и нет снега. Я думаю врдяли жители Мезмая добирались в поселок пешком по шпалам узкоколейки по 7 км в день и более. Ведь узкоколейка идет лишь только до скалы Жандарм. Дальше даже шпал не было несколько лет назад. Хотя с Мезмая ее начали тянуть и восстанавливать. Но уж очень медленно это идет.

      Удалить
    2. А вы знаете,что вогон с пассажироми сходил с рельс и одна пассажирка еле дошла до своей машины,так ее пришлось отпавать валерьянкой.

      Удалить
    3. Вагонетка (а точнее самодельная дрезина) падала в обрыв еще в 2002 году. Она там и лежит до сих пор. Поднять ее просто не возможно. К счастью, обошлось без жертв. А вот насчет новых ЧП - вроде информации не было в СМИ. Вообще ущелье очень опасно скорее для ж/д перемещения. Шпалы ж/д полотна не менялись, наверное, лет 40 (если не с момента строительства в 1930-х годах), ущелье постоянно петляет, полотно испытывает воздействие текучих вод, что оказывает разрушительное влияние. В итоге перемещаться на поезде (а вагоны, которые сейчас передвигается по ущелью, вмещают около 50 человек одновременно) опасно. Поэтому, пешком было бы безопаснее. Но все же ущелье очень красивый, но опасный памятник природы.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...