понедельник, 15 октября 2012 г.

Скала Киселева. Пейзажные зарисовки

Перед городом Туапсе (со стороны п. Джубга), если свернуть в 4-х километрах на малозаметную дорогу в сторону моря, между мысом Кадош и устьем реки Агой, высокий берег вдается в Черное море трехгранным каменным утесом. Это памятник природы - скала Киселева. Неизгладимое впечатление производит ее необычный фасад, обращенный к морю, — гладкая, словно бетонная, стена высотой 43 метра, отвесно спускающаяся в морскую пучину. На плоской вершине утеса, под широколиственным лесом сохранились остатки морских отложений с галькой и окаменевшей фауной.

В честь кого названа скала и чем примечательна? Она названа в честь академика живописи - художника-передвижника А.А. Киселева. Кроме него еще 20 известных и интересных людей имели дачи на мысе Кадош в дооктябрьское время.Сейчас это место паломничества диких и неорганизованных отдыхающих. К скале Киселева можно подобраться по берегу с пляжа и по грунтовке с горной части от трассы, ведущей на Туапсе. Путь по пляжу достаточно сложный - валуны, осыпи быстро утомят  неопытного туриста. Верний путь через горы тоже не легкий для тех, кто не умеет ориентироваться на местности. Плюс верхний маршрут таит в себе еще и историческую составляющую.  Дело в том, что в недалеком прошлом на этих высотах была ракетная военная база. Теперь она заброшена. Но остались гигантские бункеры, подземные лабиринты, доты, укрепления, пещеры.
Мало мест на Кавказе, которые не овеяны легендами. Так вот про скалу Киселева древняя адыгейская  легенда гласит так.  В стародавние времена на территории Кадоша было много фруктовых садов, которыми владел богатый князь Акуача. У него была дочь — красавица Гуаш. Любимым ее местом была приморская скала (скала Киселева), которую черкесы впоследствии называли Скалой Слез.

 После смерти Акуача хозяйкой имения стала Гуаш. Она спрятала сокровища, доставшиеся ей от отца. Однажды Гуаш влюбилась в джигита из аула, расположенного в районе современной Джубги. Джигит Дышеекь посватался к Гуаш, и она назначила место, откуда он должен был ее тайно увезти. Это была скала. Она сказала, что найти ее можно будет по горящему огню.

 Гуаш ждала любимого, но решила его в последний раз испытать. Поставила она светильник на бревно и оттолкнула его в море. Дышеекь приехал к скале в богатой одежде, под которой была кольчуга. Понял он хитрость своей невесты. Спустился он на коне к морю и повел его в воду к огню.

 Когда стало глубоко, конь поплыл, но быстро выдохся в вол нах. А огонь все манил.

 Когда конь ушел под воду, Дышеекь успел только сбросить бурку. Силен он и ловок, но одежда и кольчуга тянут ко дну. Вот добрался он до огня и схватил его, но доплыть обратно сил уже не хватило. Любил он красавицу Гуаш больше всего в жизни, а честью дорожил больше самой жизни. Видела Гуаш, как бросился в море джигит, как погас огонек. Стала ждать она его возвращения. А море бурлило и бесновалось, о скалу разбивались огромные волны. Долго, но напрасно звала красавица своего жениха.

 С тех пор тихой стала Гуаш и подолгу стояла у обрыва, глядя в морскую пучину. Там пела она песни и лила реки слез. Оттого и прозвали скалу — Скалой Слез. Как-то сидела Гуаш на обрыве и вязала, но вот клубок убежал от нее вниз с обрыва. Поняла Гуаш, что не сможет жить без любимого и с обрыва бросилась в море. Там волны похоронили ее рядом с любимым.

 Прошло много времени. От владений Акуача не осталось и следа, а народная память хранит сказания о сокровищах и горячей любви Гуаш и Дышеекь. Пастухи говорят, что иногда по ночам на скале слышны стоны, плач и грустные песни. А каждый год, в ту страшную ночь, когда погиб Дышеекь, будто бы видели, как из моря выходил джигит на коне, и юная дева бросалась к нему с обрыва, после чего всё исчезало.

Около скалы Киселева снимались сцены рыбалки комедии Леонида Гайдая — «Бриллиантовая рука». Мальчик, который ходил по воде и был для А.Миронова неким символом божественного присутствия — просто шел по рифам, которыми усеяны здешние воды. Живописное место очаровало режиссера фильма -Леонида Гайдая, а в съемках ему помог местный рыбколхоз, выделив для этого целое рыболовецкое судно «Таманец».

В эпизоде «хождения по воде» роль мальчика исполнял сын Юрия Никулина — Максим. Это его единственная съемка в кино. Многочисленное количество дублей был испорчено, из-за того, что Максим, действительно, боялся удара, который по замыслу Гайдая — ему должен был нанести А.Миронов.

Гайдаю пришлось обмануть юного актера: сказать Максиму, что в этом дубле будет сниматься лишь его шествие по рифам. А Миронову при этом сказал: «Бей! Да от души!». Максим, не ожидавший удара, улетел в воду «по-настоящему» и очень обиделся на Миронова. Но именно этот дубль вошел в конечный вариант.



В плохую погоду на пляже у скалы Киселева поднимается настоящий шторм – поистине незабываемое зрелище. Высокие, удивительно мощные волны с брызгами и грохотом разбиваются о берег. В такие дни мощь волн и каменистое дно превращают купание в море в по-настоящему экстремальную забаву.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...